Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

О современной науке рассказывают женщины-учёные МАГУ

  • 11 февраля 2022
  • 989
О современной науке рассказывают женщины-учёные МАГУ

«Если молодёжи преподносить науку как нечто возвышенное и недоступное, водить в лабораторию, как на экскурсию и назидательно говорить, ничего не трогать руками, — то интерес к науке пройдёт быстро».

Сегодня, в Международный день женщин и девочек в науке, мы решили пообщаться с женщинами-учёными Мурманского арктического государственного университета. О том, что значит наука для современных женщин и — что женщины значат для науки, читайте в нашем интервью.

Мария Юрьевна Меньшакова — кандидат биологических наук, доцент, является инициатором создания и заведующей научно-исследовательской лаборатории «Мониторинг и сохранение природных экосистем Арктики». Лаборатория исследует широкий круг вопросов, связанных с биологией животных и растений Арктики, их устойчивостью к действию природных и антропогенных факторов и занимается поиском механизмов защиты и восстановления нарушенных территорий. Автор более чем 100 научных работ, награждена благодарностью министерства науки и высшего образования Российской Федерации за значительный вклад в развитие сферы образования и добросовестный труд.

Ваше решение прийти в науку случайно или осознанно?

Когда встал вопрос о выборе профессии, я хотела, чтобы моя работа была связана с живой природой, с растениями, а вот наука как приращение знаний меня тогда интересовала не очень. Мне в то время казалось, что всё давно изучено без меня. Но поступило предложение работать в вузе, что, подразумевало активную научную деятельность, и всё как-то само закрутилось.

— Как вы видите себя сейчас — в науке и вне её?

Вообще не считаю себя каким-то важным деятелем науки. Моя роль, скорее, состоит в том, чтобы быть связующим звеном между студенчеством и наукой, производством, обществом.

— Как вам кажется, почему так мало молодых людей идёт в науку?

Я постоянно работаю со студентами и школьниками, у многих вижу интерес к исследовательской деятельности, способности и трудолюбие. Мысль о том, что молодёжь сейчас избалована, меркантильна и хочет сразу получать высокую зарплату, и именно поэтому не идёт в науку — в корне неверна. Конечно, если молодёжи преподносить науку как нечто возвышенное и недоступное, водить в лабораторию, как на экскурсию и назидательно говорить, ничего не трогать руками, — то интерес к науке пройдёт быстро. А вот если вовлечь их в работу, научить, показать значимость их вклада в практический результат, то желание заниматься наукой будет только расти. В нашей лаборатории мы практикуем именно такой подход. Можно сказать, что наша лаборатория — это такая своеобразная ярмарка кадров: сторонние специалисты могут присмотреться к студентам в деле, оценить их профессиональные и личные качества. Мы, например, работаем в тесном контакте с сотрудниками Мурманского морского биологического института. Но, конечно, рабочих мест для начинающих научных работников очень немного, а если они и есть, то работа, зачастую, может требовать переезда в другой город.

— Как вы оцениваете состояние науки в России сейчас?

Как и в любой сфере жизни, в российской науке много и проблем, и достижений. Сейчас наши учёные достаточно интегрированы в мировое научное сообщество, обновляется приборная база, что позволяет повысить достоверность результатов, принимаются меры для продвижения молодёжи в науке, хотя, по моему мнению, эти меры и не всегда разумны. Самая сложная проблема науки в России сегодня — это трудности внедрения научных результатов в производство. Например, если вы изобрели способ превратить отходы в новую актуальную продукцию, то вам придётся потратить немало времени, чтобы добиться своего.

— Чем вы занимаетесь сейчас и какие планы на будущее?

В нашей лаборатории мы постоянно работаем над тем, чтобы защитить нашу северную природу от негативного воздействия человека, сделать жизнь в Арктике более комфортной и здоровой. В этой связи мы сотрудничаем с Ковдорским ГОКом, региональным министерством природных ресурсов и экологии. А вот подробности нашей работы по требованию заказчиков составляют научную тайну.

Жигунова Галина Владимировна — доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социальных наук. Учёной проведён ряд комплексных исследований по социальным проблемам, в том числе в рамках различных грантов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В настоящее время Галина Владимировна совместно с коллегами реализует проект РНФ «Нетипичное» детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России", который получил финансовую поддержку в 2021 году.

Жигунова входит в число членов диссертационного совета при Северном (Арктическом) федеральном университете, является членом редакционной коллегии ряда российских журналов, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии. Автор более 200 публикаций, из которых более 10 — это монографии, порядка 40 публикаций входят в ведущие рецензируемые российские и зарубежные издания.

— Ваше решение прийти в науку случайно или осознанно?

Мое решение прийти в науку сформировалось на последнем курсе обучения в университете, когда по итогам защиты я получила рекомендацию профессора Владимира Ядова — известного советского и российского социолога — на обучение в аспирантуре в институте социологии РАН Москвы в рамках стипендиальной программы. К сожалению, мне не удалось воспользоваться предложением по семейным обстоятельствам, но я поступила в аспирантуру в своем городе и через два года уже защитила кандидатскую диссертацию.

— Как вы видите себя сейчас — в науке и вне её?

Только в науке. Наука придаёт смысл, направленность и цельность взаимоотношениям со студентами и коллегами.

— Как вам кажется, почему так мало молодых людей идёт в науку?

В наш век потребления наука не является выигрышной сферой для молодого поколения по многим причинам. В ней затраты сил, труда и времени непропорциональны заработной плате и уровню престижности социального статуса учёного. Эта сфера подходит тем, кто готов кропотливо и упорно трудиться, а такая перспектива скорее отпугивает, чем привлекает. С другой стороны, наверное, — происходит естественный отсев и в науку приходят не случайные люди, но с осознанным выбором.

— Как вы оцениваете состояние науки в России сейчас?

Последние годы в нашей стране происходит реформирование научной системы, есть плюсы и минусы, но в целом ещё рано говорить о каких-то плодах. На мой взгляд, безусловно позитивный момент заключается в повышении активности российских учёных на международной научной арене и в создающихся коллаборациях с зарубежными коллегами. Несколько огорчает закрытие научных фондов и, если говорить в целом, сугубо количественный подход к результативности университетов по научной деятельности.

— Чем вы занимаетесь сейчас и какие планы на будущее?

Сфера моих интересов в данный момент связана, прежде всего, с работой в рамках поддержанного Российским научным фондом проекта «Нетипичное детство…», подготовленного совместно с заведующей кафедрой психологии и коррекционной педагогики Юлией Афонькиной. Уже проведена серьёзная работа по обеспечению проведения опросов среди экспертного сообщества и населения Евро-Арктического региона России. Кроме того, на горизонте выполнение научно-исследовательской работы под руководством заведующей Научно-исследовательской лаборатории социологических исследований Екатерины Шаровой совместно с коллегами нашей кафедры, работа над очередной статьей в сотрудничестве с польским коллегой Хубером, а также не прекращающаяся работа в диссертационном совете, в редколлегиях двух ВАКовских научных журналов и одного, входящего в базу данных Scopus.

Белевских Татьяна Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, директор института креативных индустрий и предпринимательства. Cфера научных интересов Татьяны Васильевны — это Арктическая экономика, рынок труда арктических территорий, креативная экономика, арктический туризм. Татьяна Белевских — автор более 50 публикаций.

— Ваше решение прийти в науку случайно или осознанно?

Когда я училась в университете, со мной работали учёные из Кольского научного центра РАН, которые смогли создать творческую атмосферу и желание исследовать. Для них не было неинтересных тем или незначительных идей, но была главная позиция: «изучай и пиши, оформи это в конкретном тексте, чтобы можно было предметно обсуждать». В процессе написания какие-то позиции отвергались, где-то находились новые направления и идеи, но оставалось главное — желание исследовать и работать.

— Как вам кажется, почему так мало молодых людей идёт в науку?

В науке мало молодых людей, потому что принципиально изменилась система образования в России. Раньше можно было удержать способного молодого человека после окончания специалитета. Сейчас процедура удлиняется и усложняется через необходимость обучения в магистратуре, а на это не все согласны. Поэтому нужна системная работа, прежде всего, поддержка талантливых учёных на уровне магистратуры — это и выделение бюджетных мест на обучение, и стипендиальное обеспечение.

— Как вы оцениваете состояние науки в России сейчас?

Вижу отличные возможности для развития, прежде всего, за счёт огромного количества программ поддержки. Есть только одна проблема — это статистика, которая зачастую превалирует над качеством исследований и научных работ. «Где начинается статистика — заканчивается наука».

— Чем вы занимаетесь сейчас и какие планы на будущее?

Мои научные планы находятся в сфере междисциплинарных исследований. Люблю работать с коллегами, которые на тот же предмет исследования имеют своё видение и методический инструментарий. На стыке формируются новые оригинальные идеи и проекты, которые, прежде всего, обеспечивают твоё внутреннее удовлетворение и развитие.

Поделитесь ссылкой