Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Международный научно-практический семинар «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»

  • 22 марта 2013
  • 5221

С 12 по 14 марта 2013 года состоялся Международный научно-практический семинар «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы», который был организован в рамках Международного проекта «Образование для всех».

В этом году администрация психолого-педагогического института (Кузьмичева Т.В. — научный руководитель проекта), сотрудники отдела международного сотрудничества и связей с общественностью (Рыжкова И.В., Бурцева А.В., Шестова Ю.О.), преподаватели кафедры СПиСП (Голишникова Е.И.,Гущина А.В. — исследователи проекта, Санташова О.В.) решили провести семинар в нетрадициооной форме, подумав о том, что сегодня проблема инклюзии, включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, должна волновать всех людей: чиновников Министерства образования и науки МО, преподавателей и студентов, профессорско-преподавательский состав университетов (г. Мурманска, г. Архангельска (РФ) и г. Рованиеми (Финляндия)) и института повышения квалификации (МОИПКРОиК), учителей и практикующих специалистов Мурманской области (СОШ № 56, СКОШИ № 3, ЦППРК, «Международного лицея» г. Мурманска; СКОШИ с. Минькино; «Ловозерской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования» с. Ловозеро Мурманской области).

На предложение поучаствовать в семинаре в рамках проекта «Образование для всех» откликнулись коллеги, работающие по проекту из России и Финляндии, а также дружеские нам организации и образовательные учреждения г.Мурманска и Мурманской области.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создания необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

В рамках реализации приоритетных научных проектов и демографической политики с 2011 года в Мурманской области организован эксперимент по созданию в образовательных учреждениях модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Начиная с 2011-го года, инклюзивную практику реализуют 15 образовательных учреждений Мурманской области. Дети с ОВЗ получают образование в обычных образовательных учреждениях, где на основании рекомендаций специалистов созданы специальные образовательные условия, разработаны индивидуальные образовательные планы, организовано психолого-педагогическое сопровождение.

Семинар проходил в три этапа. В первый день (12 марта 2013 г.) участники семинара смогли услышать об особенностях психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, реализующих инклюзивную практику, познакомиться с различными моделями образовательных учреждений для обучения детей с ОВЗ (СОШ № 56 г.Мурманска, ГОБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 I-IV видов» г.Мурманска), присутствовали на уроках развития речи, русского языка, логопедическом занятии, психологических тренингах «Развитие проектного мышления» и «Школа, родители, Я — дружная семья», музыкально-театрализованном представлении «Радуга-птица».

Все выступления были очень интересными, сопровождались яркими, красочными и содержательными презентациями (рисунки, картинки, фотографии, гистограммы, звуковые эффекты, музыка, видеоролики). Очень понравились участникам семинара психологические тренинги, в которых они с удовольствием приняли участие вместе с детьми с ОВЗ. Самым запоминающимся моментом, безусловно, стало выступление детского коллектива, в котором выступали дети с проблемами зрения, слуха и сочетанными нарушениями вместе со своими любимыми преподавателями.

Второй день проходил «на выезде» на базе МБОУ «Ловозерской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования» с. Ловозеро, Ловозерского района Мурманской области. Администрация школы-интерната и педагогический коллектив познакомили гостей с региональным опытом организации инклюзивного образования и психолого-педагогическим сопровождением учащихся с ОВЗ (дифференцированный подход). Школа является сельской, расположена в удаленном от центра районе, имеет национальную специфику, связанную с обеспечением особых образовательных потребностей детей детей-саами и коми, являющихся коренными народами Кольского Севера. Участники семинара посетили и уроки (математики, трудового обучения, литературы). На уроке литературы была предложена нетрадиционная форма проведения урока — турнир. В ходе турнира все школьники (три команды), в том числе дети с ОВЗ (с помощью одноклассников), легко решали ситуационные задачи и предлагали варианты действий по ходу урока, продемонстрировали умение оказывать первую помощь нуждающемуся, при затруднениях, конечно, не забывали улыбаться, хоть и волновались.

Но изюминкой второго дня было знакомство с культурой малочисленных народов Севера (посещение национального культурного центра, музея) и демонстрация роли творчества в формировании социокультурной инклюзивной сферы в рамках культурной программы. Все гости были просто очарованы местным национальным колоритом.

В третий день работы семинара участники посетили МБОУ «Мурманский международный лицей». Администрация лицея и ученики 11-го класса приветствовали участников семинара на английском и русском языках, осветив инновационный потенциал образовательного учреждения на современном этапе. Коллеги поделились сведениями о системе работы лицея по созданию условий для реализации особых образовательных запросов обучающихся. Кроме того, участники семинара имели возможность посетить фрагменты факультативных занятий по математике и истории на английском языке, которые давали аспиранты МГТУ и МГГУ. Феерией первой половины третьего рабочего дня стала музыкальная сказка «Снежная королева» сыгранная пятиклассниками на английском языке. Многие участники семинара — преподаватели высшей школы, учителя и студенты, которые освещали работу семинара, захотели поучиться в данном лицее, особенно у молодых учителей-мужчин, которые кроме владения предметным материалом, великолепно говорят по-английски.

Вторая половина дня прошла на базе ГОБОУ СКОШИ «Минькинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат V вида», с. Минькино, Кольский район Мурманской области. Участники семинара смогли познакомиться с региональной моделью дистанционного сопровождения детей с ОВЗ, с методическими основами подготовки учителей к дистанционному образованию и поприсутствовать на дистанционном видеозанятии с ребенком (в режиме online).

Несмотря на то, что семинар был нацелен не столько на выявление проблем (естественно, без этого мы не могли обойтись), сколько на знакомство с различными моделями инклюзивного образования в Мурманской области, обеспечения равного доступа к получению образования и создания необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей и возможностей, привлечение всех наших коллег, населения Мурманской области к проблеме инклюзивного образования, популяризацию и трансляцию системы инклюзивного образования в Мурманском регионе, всё же необходимо было отметить образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику.

Поделитесь ссылкой